Минтранс и Минвостокразвития в течение двух недель должны представить доклад в правительство РФ
Заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев поручил Минтрансу совместно с Минвостокразвития России в течение двух недель представить в правительство доклад с конкретизацией развития Архангельского транспортного узла. Поручение было дано на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, прошедшем 13 апреля 2023 год в Архангельске, сообщает пресс-служба полпреда.
На заседании обсуждались вопросы развития Северного морского пути (СМП), Архангельского транспортного узла, достижения целевых показателей грузопотока. «Архангельск всегда занимал важное место в транспортной системе Арктики. Здесь расположен один из немногих незамерзающих северных портов. Он достаточно близко находится к центрам формирования грузовой базы. В 2022 году грузооборот порта Архангельск составил 6,6 млн тонн и превысил грузооборот 2021 года на 24%. Мероприятия по развитию Архангельского транспортного узла входят в план развития Северного морского пути до 2035 года. Они включают в себя создание нового глубоководного порта с мощностью порядка 40 млн тонн грузов в год, дноуглубительные работы, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры», — приводятся слова Юрия Трутнева.
По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, ключевые морские операторы региона продолжают развивать свою портовую инфраструктуру, модернизировать причалы. Архангельский морской торговый порт (АМТП) с 2021 года приступил к строительству новых и реконструкции имеющихся грузовых площадок и причалов, приобретению малой перегрузочной техники, ввел в эксплуатацию отдельный участок упаковки и комплектации грузов на терминале «Экономия». Компания приступила к реализации программы по повышению операционной эффективности. Резидент Арктической зоны (АЗРФ), компания «Полар Транс», ведет строительство железнодорожного терминала с площадкой для выгрузки и хранения грузов и склад-платформой с подъездными железнодорожными путями. Терминал рассчитан на обработку около 200 тыс. тонн в год. Логистическая компания «Арктик Консалтинг Сервис» планирует в 2023 году строительство двух дополнительных причалов для перевалки генеральных и наливных грузов на территории Соломбальского грузового терминала. Компания «Архречфлот» обустроила новые причалы, расширила складские площади и ввела в эксплуатацию третий грузовой терминал.
Структурными элементами Архангельского транспортного узла являются не только действующий порт и перспективный глубоководный район порта, но и железнодорожная, автодорожная, мостовая инфраструктура, подъездные пути, которые также требуют развития: реконструкции и модернизации. Основные объемы грузов поступают в морской порт Архангельск автомобильным и железнодорожным транспортом. Стивидоры морского порта Архангельск испытывают затруднения с доставкой грузов из-за значительного скопления транспортных средств на подъездах к грузовым районам, перегрузки в отдельные периоды ключевых железнодорожный узлов, в частности, станции Соломбалка. Для дальнейшего увеличения грузовой базы подходы к основным грузовым районам нуждаются в расширении и модернизации.
Проект комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла включает в себя позиции по развитию портовой, сопутствующей транспортной и инженерной инфраструктуры действующего порта, развитию кадрового потенциала транспортной сферы, цифровизации портовой деятельности, созданию условий для развития услуг судоремонта в непосредственной близости от Севморпути. На основе предложений региона Минтранс подготовил проект распоряжения правительства России, который проходит согласование в федеральных министерствах и ведомствах.
Кроме того, на заседании обсуждались дополнительные мероприятия по достижению целевых показателей грузопотока по Северному морскому пути в 2023 году. Целевой показатель на текущий год составляет 36 млн тонн. По словам вице-премьера, компании, взявшие на себя обязательства по обеспечению грузопотока СМП, готовы их выполнять. «Мы задали вопрос еще раз всем компаниям, кто на какие объемы грузов выходит. Некоторые сложности есть: у нас уменьшился объем транзита. Мы еще раз поговорили с компаниями. Компании готовы перенести часть потоков с других транспортных коридоров. Мы должны посмотреть экономическую целесообразность относительно этих действий, чтобы это было не в убыток, чтобы это работало на экономику, а не против ее», — сказал Юрий Трутнев.